Старт! Рывок, прыжок, толчок, еще рывок… Рев ветра, калейдоскоп камней, кустов, деревьев… Крен вправо — крен влево… Еще поворот пройден, еще гора покорена. Еще одна — с узкими тропинками, крутыми склонами и трамплинами. Спуск занял минуты, а подготовка к нему — долгие-долгие дни. Это маунтинбайк, горный велосипед по-русски.
Текст: Евгений Немцев.
Закаляем характер Матвею всего семь, но он уже пару лет мечтает о велосипеде. Не обычном велике, на котором можно крутить педали по двору, а настоящем горном велосипеде. Машине на первый взгляд простой, с рулем, двумя колесами, рамой и педалями. Но только на первый взгляд. Широкие шины, небольшой диаметр колеса, общая агрессивность – основные отличительные признаки горного байка. Сейчас мальчишка хочет просто колесить по окрестным горкам недалеко от дома. Но кто знает, не станет ли это занятие делом жизни пацана? — Крутой велик! — говорит Матвей. — Просто очень прикольно лететь с горы быстро-быстро. И скорости переключаются, можно в горку легко заехать. Его мама Наталья более осторожна, как и подобает женщине: — Если говорить о горном велосипеде как о виде спорта, то это, безусловно, опасно. С другой стороны, думаю, он не более опасен, чем горные лыжи, гимнастика или бокс. Или даже просто езда на машине по улицам нашего родного города. А для мальчика умение рисковать, умение перебороть страх — необходимая черта характера. Маунтинбайк реальный и виртуальный Сейчас любое сообщество энтузиастов или профессионалов активно использует Интернет. Для обмена мнениями, техникой и экипировкой, для организации, просто для общения на отвлеченные темы. Маунтинбайкеры имеют свои сообщества практически во всех социальных сетях Рунета. В общем, и здесь Интернет — Великий Связной. Для пятигорчан основная площадка расположилась на серверах vkontakte. Сейчас там больше трехсот участников, в основном, молодые люди от 13 до 25, парни и девушки, школьники и студенты. Но есть и солидные сорокалетние мужики, серьезные состоявшиеся бизнесмены, с таким вот несолидным увлечением. Как и в любой группе, есть свои неформальные лидеры, вдохновители и организаторы. «Суровый» Владимир Che Миланов, «не менее суровый» Дима Орлов и «Витек, просто Витек» Кошмарович. Как становятся фанами маунтинбайка? — Новички «вербуются» через Интернет, — Владимир Che Милованов нажал Enter и вошел на страничку группы. — Но бывает, что пришел человек в веломагазин, посмотрел байки, выбрал — и он уже практически наш. Кроме того, многие во время наших «покатушек», по городу и вне его, подходят, спрашивают и потом присоединяются. Среди поклонников маунтинбайка немало девушек. Что может привлекать хрупкий пол в таком неженском деле, как скоростной спуск по пересеченной местности? — Кого-то привлекают спортивные успехи и подиумы, внимание мужского пола, — Виктория Замалиева чуть улыбнулась. — Кого-то — способ держать себя в хорошей форме, кого-то — ни с чем несравнимые ощущения и адреналин. Некоторым нравится просто тусить, — улыбка Вики стала заметно шире, а в глазах проскользнула некоторая снисходительность. — Но, скорее всего, это все вместе девушек и привлекает.
«Пацаны, давайте будем серьезными!» Те, кто заинтересован в развитии пятигорского маунтинбайка, придерживаются определенного этического кодекса. Основной его постулат четко выражен на Интернет-страничке группы «Экстремальный горный велосипед на КМВ». «Пацаны, давайте серьезно относиться к нашему делу, — призывают лидеры группы. — Если считаете себя «экстремалами», то хотя бы надевайте шлем во время катания, старайтесь вести себя на природе и в городе так, чтобы к нам всем было только чувство уважения со стороны «простых смертных», чтобы к нашему спорту был такой же живой интерес как к футболу например». Сейчас байкерам часто приходится сталкиваться с интересом со знаком «минус». От возмущенных старушек велосипедисты слышат о себе много нового и не очень лестного. — Ну на то они и бабушки, чтобы возмущаться, — ребята засмеялись. — Да и не только они. Когда сам едешь за рулем велосипеда в толпе, то ты уверен, или почти уверен, что у тебя своя траектория и знаешь где вырулить. Но психология пешехода такова, что если навстречу движется что-то, и быстро, — начинается паника. Некоторые начинают метаться так, что сами попадают под колеса. С городскими властями проще. Сказывается государственный курс на здоровый образ жизни. Как отмечают байкеры, у них есть общие интересы: развитие спорта, поддержание здоровья молодежи. Вместе с тем, есть и вопросы, требующие проработки. Но на эту тему делиться подробностями молодые люди не захотели. Коммерсанты проявляют интерес к маунтинбайкерам, но… — Мнимая поддержка на самом деле. Это либо скрытный пиар, либо прямой заработок, а по сути поддержки нет, — чуть скривился Che. Так что сейчас пятигорский маунтинбайк фактически развивается самотеком. — Есть одна секция, и занимаются там совсем маленькие, насколько мне известно, — Дима Орлов слегка пожал плечами. — В основном, конечно, этот спорт держится на энтузиазме самих спортсменов. То ли велик, то ли джип Велотрек и горный велосипед отличаются так же как «Формула-1» и ралли Мурманск-Владивосток. Разница в цене между обычным велосипедом и горным байком сопоставима с разницей между «Нивой» из салона и спец-«Нивой» для ралли. Композитные материалы, конфигурация, технические характеристики — все заточено под одну цель. Пройти там, где не сможет пробиться обычный велосипед. Усиленная трапециевидная низкая рама, толстые покрышки с глубоким протектором, прочные колеса, амортизационные вилки — все это делает горный байк внедорожником, джипом веломира. Кроме того, внутри класса есть свое деление. Машины для даунхилла (скоростного спуска) и стрита (экстремальной езды по городским улицам). Машины для велотриала (преодоления препятствий) и дерта (прыжков с трамплина с выполнением трюков). В зависимости от видов езды эксперты насчитывают более десятка специализированных маунтинбайков. Как и любой хороший внедорожник автомира, байк стоит денег. Конечно, есть и бюджетные машины, их можно купить в пределах 8-15 тысяч рублей. Но настоящие профессионалы предпочитают дорогую технику, цена может доходить до полумиллиона рублей. Che Милованов полностью раскрыл коммерческую тайну экстремального велоспорта: — Цена во многом зависит от вида, дисциплины, для которой это все приобретается. Для кросс-кантри и стрита все недорого: велосипед можно приобрести за 12-15 тыс. А вот для DH (даунхилл — скоростной спуск) уже совсем другие деньги. Тут попроще варианты начинаются от 70 тысяч, оптимальные около 100-130. А топ-модели уже за две сотни… Экипировка — шлем, перчатки, наколенники — обойдется экстремалу от 2 (бюджетный вариант) до 20 тысяч рублей. Кроме того, хорошая обувь тоже стоит хороших денег. Экономить на технике для велоэкстрима — экономить на безопасности. — Многие очень удивляются, что велосипед стоит как машина, — Che развел руками. — Но сами выбирают далеко недешевые машины, ведь всем хочется ездить без забот и не ремонтироваться каждый день. Прошлое и будущее пятигорского маунтинбайка Как вид спорта маунтинбайк признан во всем мире и даже включен в олимпийский список. Один из самых молодых и самых зрелищных видов спорта, он дебютировал в 2008 году в Пекине. Среди соревнующихся были и россияне, но вот пятигорчан или даже жителей Кавказа среди них не было. Впереди еще будут Олимпиады, и у наших земляков есть все шансы войти в олимпийскую сборную. Сама природа Пятигорья благоволит развитию этого вида спорта. Крутые и высокие горы, мягкий климат и чистый воздух — все это не осталось незамеченным. Последние несколько лет в Пятигорске регулярно проводятся соревнования по маунтинбайку, в том числе, российского уровня. В активе пятигорских маунтинбайкеров уже есть немало побед. Начиная с 2005 года, призы в родной город привозят регулярно: из Новороссийска, Красной Поляны, Цея и Чегета. Сейчас пятигорские маунтинбайкеры сейчас готовятся к борьбе Кубок Украины по DH (даунхиллу). В Крым команда отправится ориентировочно 21 сентября. Сутки на раскатку в Новороссийске, а потом, 24-25 сентября, соревнования. — Состав, как правило, формируется за пару дней до отъезда, так что он пока до конца неясен, — при упоминании о будущих состязаниях в глазах Che промелькнул какой-то азартный огонек. — А вот на гонку в Новороссийске на ноябрьские точно поедет много народу, так как это недорого, недалеко и очень престижно. Горный велосипед, суперскоростной мотоцикл, параплан, покорение Эльбруса и Эвереста. Что заставляет людей испытывать на прочность свой собственный инстинкт самосохранения? Экстремальные виды спорта, для энтузиастов — просто хобби. Или образ жизни. Что заставляет простых обывателей, не вовлеченных в орбиту экстрима, ходить в городские парки развлечений? Покорять «американские горки»? Возноситься в небеса на внешне хрупких конструкциях «чертова колеса» и заходить в «комнату страха»? Наверное, механизм стремления к такому роду развлечений один − доказать себе, что ты МОЖЕШЬ.