Еще Капитан Очевидность заметил, что памятники есть в каждом городе. Кроме традиционного Ленина в жилете и кепке (опционально) любой уважающий себя город должен иметь и монументы, которые намекают, что это не просто унылое поселение без истории, а место, где происходили интересные, трагические, эпичные и вообще важные для летописей события; сюда приезжали люди, имена которых сейчас в энциклопедиях и книгах.
Текст: Алина Чернышенко.
А у Пятигорска есть не только богатая история, но и памятники, которые ее рассказывают. Однако проходя мимо того или иного монумента, мало кто задумывается, а что общего этот самый Толстой или Пушкин, высеченный в мраморе или граните, имеет с Пятигорском. Наш скромный гид-лист:
Многие поклонники таланта поэта верят, что Пушкин врывался в беззащитные города, оставляя за собой сотни памятников даже там, где он просто остановился, чтобы перекусить или прилечь отдохнуть. Но Пятигорск может гордиться тем, что здесь Пушкин был и о Пятигорске писал. И не стоит думать, что сюда его манила лишь романтика игорной прифронтовой зоны — горы его вдохновляли, нарзан лечил, и да, карточные игры делали беднее и не давали спать по ночам. Вообще Пушкин был в Пятигорске два раза, и в первый (1820 год), как он признался, ему понравилось больше. Хотя удобств и развлечений в 1829 году прибавилось, он скучал по дикой природе, возможности лазать по скалам и вообще удаленности цивилизации. Он был храбр и принимал даже холодные ванны из цельного нарзана, не жалея денег. За все пребывание здесь он потратил 19 рублей на 19 ванн (немного фанатично, так как 19 ванн за 12 дней – это все-таки перебор даже для их поклонника).
Большинство людей на вопрос «почему именно орел является символом Пятигорска?» ответят, что орел — гордая птица, высоко летает и далеко видит, а символом красавца Пятигорска просто не может быть какой-нибудь хилый снегирь, воробей или ласточка. На самом деле, помимо красивых ассоциаций, есть еще и легенда, связывающая «орла, терзающего змею» с нашим городом. Согласно ей, над Бештау летал гордый орел, и приземлился однажды на вершину горы Горячей возле источника, бившего из-под скалы. Но под камнем ждала его коварная змея, которая укусила гордую птицу. Орел схватил ее когтями, но почувствовав, что силы его покидают, упал в горячий источник. Целебная сила воды вернула птицу к жизни, и продолжил он свой гордый полет, уже как символ Пятигорска, отлитый в бронзе.
Вообще памятник Ленину – это уже своего рода градообразующий монумент. Он обязательно должен находиться в центре и величественно созерцать, что происходит вокруг, без него нельзя представить ни один российский город, даже если сам Ленин никакого отношения к истории этого города не имеет. А вот к истории Пятигорска имеет. Дело в том, что в 1919 году Владимир Ильич решил открыть новые горизонты для национализации и ловко связать это с гуманной идеей о том, что советским гражданам необходимы отдых и оздоровление. Именно поэтому в 1919 году он подписал декрет «О лечебных местностях общегосударственного значения», сделав санатории и пансионаты Пятигорска государственным имуществом. Это событие, одобренное его подписью и печатями, связало навсегда имя вождя и наш город, и дает теперь нам возможность немного свысока смотреть на те поселения, где идеологический монумент стоит необоснованно, без какой-либо исторической почвы.
Строгий взгляд Льва Николаевича Толстого, отлитого из бронзы, заставлял остановиться, наверное, не одного прохожего. Настолько грозно и сурово смотрит на вас в толстовском сквере писатель, чье имя в списке литературы на лето омрачает планы многих школьников. Однако когда 23-летний Толстой был в Пятигорске, у него не было еще ни длинной бороды, ни миллионов исписанных страниц, ни этого умудренного опытом взора. Мало кто знает, но именно здесь, в Пятигорске, он принял окончательное решение оставить военную службу и посвятить себя литературе. Свою самую первую работу, повесть «Детство», он послал в журнал «Современник» из Пятигорска, скрепив свой литературный дебют и имя нашего города.
Несмотря на то, что Коста Хетагуров провел в Пятигорске не более двух лет, он называл их самыми лучшими в своей жизни. Его излюбленным местом для гуляния был «Цветник», где симфонический оркестр давал концерты дважды в день, а в читальне курортной библиотеки он просматривал прессу. В Пятигорске он завершил работу над сборником стихотворений на осетинском языке «Ирон фэндыр», а также написал много стихотворений на русском языке(в том числе «Весна») и даже стал режиссером театральной постановки на свою пьесу «Дуня». Сам Хетагуров говорил, что мечтал остаться в Пятигорске навсегда. И хотя ему самому это было не суждено, в 2009 году появился монумент, который навсегда оставил поэта в его любимом городе, хотя бы в бронзе.
На КМВ сложно найти человека, который хотя бы из уроков литературы не знал, что Лермонтов в Пятигорске был, творил и убит был тоже здесь. Пятигорск – это что-то вроде сопутствующего тега, который выскакивает всегда, когда кто-то упоминает имя Лермонтова. Школьники Пятигорска любят поэта за один отмененный урок русской литературы, когда они идут на экскурсию в домик «Лермонтова», а почитатели таланта за произведения, написанные в нашем городе и им вдохновленные. Нельзя переоценить вклад человека, имя которого подарило городу такое понятие, как «Лермонтовские места», без которых Пятигорск уже представить нельзя.
Литературный герой Ильфа и Петрова, Остап Бендер, благодаря которому вся страна узнала о достопримечательностях Пятигорска, теперь снова продает билеты в Провал. Только вот «гривенники» бронзовому комбинатору никто не дает. В «12-ти стульях» предприимчивый Бендер был поражен, что в Пятигорске еще не догадались брать за посещение Провала деньги, и решил исправить ситуацию. Интересно, что через год после издания книги вход в Провал действительно стал платным. Однако сейчас Провал можно посетить абсолютно бесплатно – бронзовый Бендер ничего не требует.
Памятник напарнику Бендера, Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову, тоже просит денег, только у посетителей «Цветника». Киса, приехавший в Пятигорск за стульями с бриллиантами, был не таким предприимчивым, как Остап, и превратиться из аристократа в попрошайку ему помог как раз таки великий комбинатор. Желающие, конечно, могут помочь бедняге и бросить в бронзовую шляпу несколько монет, но «отцу русской демократии» они вряд ли понадобятся.
Серьезно смотрит на Пятигорск Алексей Петрович Ермолов, талантливейший политик и участник Кавказской войны. А как еще должен выглядеть памятник великому генералу, если не «на коне, в натуральную величину и на двухметровом постаменте»? Это тот самый человек, который мог не только бесстрашно смотреть в глаза Наполеону и, пафосно удерживая патриотическую ноту, отказываться принимать от него в подарок саблю, но и грамотно рассчитывать хозяйственные дела. Так, благодаря Ермолову Пятигорск появился на географической карте, а также получил для строительства ванн 3704 руб., именно он занимался вопросом придания Пятигорску статуса нового окружного города. В 1826 году под его руководством была произведена закладка Николаевских ванн, строительство которых было закончено 1831-м. Так что табличка на постаменте со словами «внес большой вклад в становление и развитие горда» — это не просто красивые слова на граните.
А почему указана только фамилия фотографа? А фамилию автора статьи не указали? Нехорошо! Я в своё время именно из-за её искрометных статей подписывалась на новости вашего замечательного портала.
Исправили досадное упущение!
Спасибо, удачи Вашему порталу! Всё очень интересно!
И Вам спасибо!