В информационную эпоху от каждого человека требуется умение выживать в конкурентной среде, обрабатывать большие массивы информации, владеть новейшими технологиями и применять их для достижения своих целей. Подготовка человека к взрослой жизни начинается с раннего детства. Ведь любой родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос образованной, всесторонне развитой личностью, нашел свое место в мире, стал успешным.
Многие родители уже с младенческого возраста стараются приучить свое чадо к регулярным занятиям, которые направлены не только на знакомство с окружающим миром, но и с основами тех предметов, с которыми придется иметь дело при обучении в школе. Методики раннего развития, предлагающие в том числе и обучение чтению, математике или иностранному языку с пеленок, обрели необычайную популярность. Авторы уверяют, что ребенок, с которым занимаются по таким методикам, будет существенно опережать сверстников в развитии, приобретет уже к 3-4 годам те навыки, которые другие дети приобретают только лишь к 6-7 годам с началом учебы в школе. Звучит привлекательно, однако прежде чем тратить немалые деньги на обучающие материалы и обременять свое полугодовалое дитя математическими примерами и алфавитом, предлагаю родителям ответить для себя на ряд вопросов.
1. Нужны ли методики раннего развития вам или вашему ребенку? Многие родители в глубине души могут считать, что буквы и цифры ребенку в 1-2 года еще совершенно ни к чему. Но нет ничего приятнее той гордости за своего ребенка, когда он, едва начиная говорить, выдает перед другими мамами и папами свои знания, вызывая у многих из них чувство удивления и комплекс неполноценности за собственного ребенка, который ничего «такого» еще не может.
2. Будут ли занятия с ребенком действительно обучением или, скорее, дрессировкой? Одно дело, когда вы при помощи развивающих карточек знакомите младенца до года с окружающим миром, показывая ему изображения растений, животных и называя их. Это понятия конкретные, это то, что ребенок уже непосредственно может видеть вокруг себя, сидя в своей колясочке, и понимает, о чем идет речь. Совсем другое дело, когда вы показываете младенцу до года карточки с цифрами или буквами, многократно повторяя их. За год или два он безусловно заучит их наизусть, но это вещи для него еще совершенно абстрактные и непонятные. Объясните маленькому ребенку, что такое дерево, и он с легкостью поймет. Попробуйте объяснить, что такое буква и для чего она нужна – в раннем возрасте вы вряд ли добьетесь успеха. Таким образом, во втором случае это не обучение, а скорее дрессировка, когда ребенок бездумно повторяет что-то наизусть, но не понимает, «с чем его едят».
3. Подойдет ли та или иная методика именно вашему ребенку? То, что у одних детей вызывает интерес и идет с легкостью, другие дети могут совершенно не воспринимать. Поэтому было бы нелишним одолжить какие-то материалы у других родителей и предложить их своему ребенку, а затем определиться, стоит ли потратить средства и приобрести свои собственные.
4. Готовы ли вы сами к регулярным каждодневным занятиям со своим ребенком? Любые методики раннего развития требуют регулярной работы с ними, зачастую многократного повторения материала и нескольких коротких занятий в течение дня. При всех благих намерениях у многих родителей может просто не хватить времени или терпения на регулярные занятия. А без них вы скорее всего не получите ожидаемого результата, так как ребенок попросту все забудет.
5. Что важнее для ребенка? Расставьте приоритеты. Определитесь, чему вашему ребенку нужно научиться в первую очередь, а с чем можно и немного подождать. Возможно, вы придете к выводу, что сначала ему нужно научиться орудовать ложкой, быть «на ты» с горшком, уметь самостоятельно раздеваться, а уже потом заниматься наукой.
Методики раннего развития могут дать хорошие результаты, если подходить к занятиям грамотно. Надеемся, что поставленные выше вопросы, а также отзывы других родителей помогут вам понять, что нужно вам и вашему ребенку. Тщательный и неспешный подход к делу убережет вас от разочарований, а также напрасной траты времени и средств.